Вебстудийные размышления

orion-nk.ru - блог о веб-разработке, веб-маркетинге и веб-всем-остальном
Декабрь 22, 2006

Ваше юзабилити — отстой!

Дмитрий «CCv» Шрапов

Никак не дождусь, что найдется обезумевший в исканиях истины, и скажет всем нам: «А король-то голый!»

Давайте посмотрим на сайт человека, посвятившего себя юзабилити: http://www.useit.com/. Говорим Якоб Нильсен — думаем юзабилити, говорим юзабилити — думаем Якоб Нильсен. А ведь сайт его назвать дружелюбным ну никак у меня не получается. Да, его одинаково видят слепые, глухие, люди с нарушениями зрения, обладатели старинных компьютеров, представляющих музейную ценность. Это хорошо. Но почему люди, обладающие современными средствами, незаурядными способностями распознавания графических объектов и могущих (о чудо!) прочитать нижнюю строчку на плакате у офтальмолога («Тираж 100 000 экз.») должны видеть ровно то, что могут видеть все остальные? Не кажется ли вам странным подход уравнивания всех? Я считаю, что информация с данного сайта всем будет представлена в одинаково неудобном виде, что противоречит самой сути юзабилити.

Замечу также, что теоретик из Нильсена презамечательный! И очень часто бывает, что теоретики слабы в практике сами, но способны при этом обучить тучу практиков :)

 
  1. Нормальная ситуация - сапожник без сапог. Особенно там у них - обнять и плакать…

  2. Если руководствоваться этим “юзабилитристом”, то сайты будут одинаковыми.

    Вместо того чтобы лечить слепых, мы будем адаптировать сайты для незрячих; вместо развития мышления у человека, человек будет считать синий подчеркнутый текст ссылкой, а ссылки другого цвета просто не замечать.

  3. Я что-то не уловил суть ваших претензий к личному сайту Нильсена.

    Сапожник потому и без сапог, что ему не нужно своими сапогами всех удивлять и поражать. Ему достаточно, что это делают сапоги, которые он сделал для других. В своих сапогах он просто ходит.

  4. Ну вкусы у всех разные, некоторым нравятся такого рода сайты, они грузятся быстро, никакой лишней графики и т.п., все структурировано и понятно :) Я согласен, что выглядит дико, но дико т.к. просто непривычно… в рунете мало пока таких сайтов, а в западной части интернета таких сайтов валом, т.к. поисковиками индексируются влет :)

  5. Василий Алмазов

    >Никак не дождусь, что найдется

    Уже:
    http://www.winclows.com/w-nielsen=usability/

    Нильсен слишком крутой, чтобы заниматься такой ерундой, как создание мелких сайтов на заказ. А не занимаясь этим, невозможно понять все тонкости и нюансы юзабилити.

    Но теория у него получается неплохо.

  6. Дмитрий,
    интересно, а что для вас юзабилити? И какие критерии стоят у Вас за словами “дружелюбный сайт”?

    Кит,
    если руководствоваться работами Якоба Нильсена, то сайт будет удобным, а не то вы подумали.

  7. А у меня претензий нет :) У любого сайта есть целевая аудитория. У его сайта это — спецы по юзабилити. И так разберутся… Почему-то никто мне не возразил объективно.

  8. Хм. И чего же не хватает зрячему? флэш-баннера на пол-страницы, или анимированных javascript-овых ссылок?

  9. А этот сайт удобен?

    Замечания (мое мнение, скажите где неправ)
    - стили вшиты в тегах
    - после h2 идет h4, почему не h3?
    - Нильсен похож на Чичикова, не отдавайте свои души! =)

  10. Мне вот неудобно читать текст, широкой соплей размазанный по экрану. Окна же браузера я люблю открывать во весь экран. Вот и незадача.

    На самом деле, есть такой класс людей — гуру. Зарабатывают на жизнь они… гуруизмом. Например, гуру в психологии зарабатывает гуруизмом. Гуру в бизнесе зарабатывает гуруизмом. Гуру в юзабилити зарабатывает гуруизмом.

    Особенно в бизнесе заметно. Томас Гэд или Том Питерс сами ничего не сделали (в отличие от того же Брэнсона, хотя бы), разве что раскрутились и стали гурами. Или гурицами. Гурей, короче, много стало :)

  11. Между h2 и h4 может появиться h3 :) Это резерв на будущее.

  12. Юзабилити, юзибилити. Юзабилити важно, но имидж для многих людей гораздо важнее. Например если бы все думали только о юзабилити, чем бы занималсиь модельеры, дизайнеры интерьеров и так далее. Имхо человеку нужно не только удобство использования, но и радость от созерцания, радость от того что другие видят какая у него модная и красивая машина.

    Я не согласен что если сайт юзабильный, то обязательно долдно создаваться впечатление, что делал его человек, не знающий о CSS, графике, верстке и так далее. Нужно делать и удобные и красивые сайты. А сайт Нильсена не производит впечатления ни удобного, ни красивого.

  13. Дело в том, что от разных товаров разные люди ищут разные выгоды. Есть выгоды сугубо рациональные, такие как надежность, экономичность, стоимость, долговечность и т.п. Есть выгоды эмоциональные, когда обладание той или иной вещью дает человеку чувство уверенности в себе, принадлежности к какой-то социальной группе, превосходства над другими, собственной индивидуальности и т.п. Это психология потребления.

    Так вот, юзабилити касается тех вещей и тех людей, выбор которых рационален.

    Что касается сайтов, то тут два варианта. Либо сайт сделан на потеху хозяину, тогда важнее лейбл да картинки. Либо сайт сделан чтобы приносить прибыль (причем прибыль может быть не только прямая, но и опосредованная, например, сайт как инструмент PR). Тогда важно и юзабилити, и наполнение, и еще много чего.

    Большинство сайтов, по моему мнению, сделано не для потехи или самоутверждения, поэтому рациональные преисущества, в том числе и юзабилити, важнее эмоциональных.

  14. Re: “…от разных товаров разные люди ищут разные выгоды…”

    Почему-то эта фраза живо мне напомнила известный анекдот: “В нашем магазине вы можете выбрать красивые, надёжные и недорогие вещи. Выбирайте 2 из 3-х.” 8-)

    Почему-то многие сайты получаются как раз именно такими:
    Либо удобные, либо красивые, либо полезные… Реже - 2 из 3-х… И почти нет совмещения всех трёх свойств.

    По хорошему, любой сайт может быть выпущен не очень красивым, не очень удобным, и не очень полезным. Главное - собирать данные о том - как его сделать полезным, удобным и красивым. А точнее - что именно будет делать этот сайт для пользователей удобным, полезным и красивым…

  15. >Нужно делать и удобные и красивые сайты.

    Можно, но сложно и ОЧЕНЬ дорого. Гораздо дешевле сделать красивый и неудобный сайт. Либо удобный, но некрасивый (это уже дороже). Красивый и удобный сайт - это большая редкость.

    >А сайт Нильсена не производит впечатления ни удобного, ни красивого.

    Согласен. Нильсену еще есть над чем поработать :о)

  16. Не рекомендую и никогда не рекомендовал читать этого Нильсена.

    Сегодня я первый раз увидел этот сайт.

    Нильсен чужд русскому духу как и американская деpьмoкpaтия.

  17. Ваи и не нужно восхищаться дизайном на useit.com, сайт создан для того, чтобы вы не отвлекались от информации. В этом и есть юзабилити

  18. Дизайн на мой взгляд не самое главное, главное наличие полезной информациии, тоесть как было сказано выше сайт должен быть полезен.

  19. Привет, я сейчас делаю для детей-дошкольников сайт, которые не могут читатьт как и слепые люди, если у вас есть идеи или интересные мысли. то присылайт их мне Колядову Никите на FillBill@rambler.ru буду с радостью ждать

    Спасибо, а статья все-таки хорошая

  20. Я считаю что коммерческому сайту особо и не нужна графика, она отвлекает внимание от информации.

  21. Вам всем слоган “Мы в рекламе не нуждаемся!” ни кому не знаком? Ни что не напоминает?

Оставить комментарий